Влияние витаминно-минерального комплекса на успеваемость

школьников: рандомизированное, двойное слепое, плацебо контролируемое исследование

рандомизированное, двойное слепое, плацебо контролируемое исследование

Schoenthaler SJ, Bier ID, Young K, Nichols D, Jansenns S. Контекст

Специалисты по медицине, питанию и образованию давно подозревали, что скудное питание влияет на академические способности западных школьников, которые часто улучшаются с улучшением питания. Однако, существует и точка зрения, будто улучшение успеваемости больше связано с психологическими эффектами, чем с питанием. Для разрешения этого спора две независимые исследовательские группы предприняли рандомизированные исследования, в которых дети принимали плацебо или препарат с низкими дозами витаминов и минералов, соответствующими потреблению нутриентов в условиях хорошо сбалансированного питания. Обе команды сообщили о значительном росте показателей невербального интеллекта у детей, принимавших комплекс. Эти результаты важны, поскольку кроме явной неадекватности питания был выявлен и потенциал для повышения интеллекта. Однако, ни в одном из десяти последующих, так же как и в двух оригинальных исследованиях, не обошлось без ограничений, оставляющих этот вопрос в списке дискуссионных. Цели

Определить, действительно ли школьники, получающие комплекс с низкими дозами витаминов и минералов, имеют более высокий рост показателей невербального интеллекта, чем дети, получающие плацебо,  в исследовании, учитывающем замечания к предыдущим 12 исследованиям.

Дизайн

Двойное слепое плацебо контролируемое исследование с использованием стратифицированной рандомизации, при которой каждый учебный класс проходил предварительные тесты невербального интеллекта.

Условия и участники

Участие в исследовании принимали два «рабочих класса,» преимущественно испаноязычных, из начальной школы в г. Феникс, Аризона. Учителя давали таблетки среди 245 школьников в возрасте от 6 до 16 лет.Лечение

Ежедневный прием витаминно-минерального комплекса с дозировками, соответствующими 50% от рекомендованного в США дневного потребления (RDA) в течение 3 месяцев в сравнении с приемом плацебо по той же схеме.

Учет результатов

Завершающий невербальный тест IQ проводился с использованием детской шкалы интеллекта Wechsler  (Wechsler Intelligence Scale for Children-Revised или WISC-R), его результаты сравнивались с результатами исходного теста.

Четыре главных результата

Во-первых, имела место достоверная разница в показателе IQ – на 2,5 балла (95% CI: 1.

85-3.

15) между 125 детьми, получавшими витаминно-минеральный комплекс и 120 детьми из группы плацебо (p = 0.

038).Во-вторых, эта находка совпадает с приростом IQ в среднем на 3.

2 балла, установленным в 12 сходных, но менее строгих исследованиях.В-третьих, в активной группе оказалось значительно больше детей, повысивших свой IQ на 15 и более баллов, по сравнению с группой плацебо (p < 0.

01).В четвертых, хотя в 81 подобранной паре не установлено разницы между группами по показателю невербального IQ, скромные 2.

5 балла прироста в активной группе объясняются тем, что 24 ребенка, принимавшие активный препарат, имели IQ на 16 баллов выше, чем 19 оставшихся детей группы плацебо.

Выводы

Исследование подтверждает, что прием витаминно-минерального комплекса повышает показатели невербального интеллекта у некоторых групп школьников на 2-3 балла, но не у большинства. Возможно, потому, что значительная часть школьников питается адекватно.

Исследование также подтверждает, что витаминно-минеральный комплекс способствует значительному повышению невербального интеллекта у небольшого количества школьников. Возможно, потому, что ранее они питались недостаточно, и дополнительный прием витаминов и минералов оптимизировал их мыслительные способности.

  Поскольку невербальный интеллект тесно связан с академической успеваемостью, можно ожидать, что успеваемость детей в школах с недостаточным пищевым рационом будет ниже, чем в школах, где детское питание организовано с учетом рекомендованной суточной потребности (RDA). Родители неуспевающих школьников должны советоваться с врачом на предмет оценки режима питания, чтобы рассмотреть пищевой дефицит витаминов и минералов, как возможную причину.

Ссылка на основную публикацию