Природная защита от стресса и восстановление после него

Из-за текущих проблем каждый из нас вынужден противостоять беспокойству и стрессу перед лицом непредсказуемого будущего. Хроническое беспокойство и длительные посттравматические стрессы разрушающе действуют на мышление, психологическое и психическое здоровье.

Отец стресса.

Восточные исследователи имеют долгую историю поиска решения связанных со стрессом проблем. В России после долгих лет научных исследований советские ученые были впечатлены основополагающими работами д-ра Ганса Селье, канадского профессора, ставшего пионером в исследованиях стресса. Международно признанный «отцом стресса», д-р Селье опубликовал более 1700 научных статей и 39 книг, оказавших глубокое влияние на советских ученых, изучавших проблемы стресса в армии, спорте и космонавтике.

Общий адаптационный синдром.

Среди наиболее значительных вкладов Сервье в изучение стресса особое место занимает его концепция общего адаптационного синдрома (ОАС). Впервые описанный в 1936 году, ОАС включает три последовательные стадии:Тревога: реакция тревоги на первой стадии характеризуется удивлением (возбуждением) беспокойством в новой непривычной ситуации. Организм реагирует выработкой эпинефрина (адреналин) и норэпинефрина (норадреналин), гормонов бегства или борьбы. Вдобавок, кора надпочечников получает стимул к дополнительной выработке кортизола и сходных с ним гормонов.

Сопротивление: на этой стадии организм пробует эффективно справляться со стрессом. В идеале эта стадия продолжается до разрешения стрессовой ситуации с последующим быстрым возвращением в состояние отдыха. К сожалению, наши способности к сопротивлению ограничены, очень индивидуальны (например, то, что стимулирует одного человека, может разрушить другого) и ухудшаются с возрастом (Рис.

1). Так же, как в цепи рвется ее слабое звено, так и истощение наших адаптационных способностей может приводить к развитию различных стрессогенных заболеваний.  Истощение: при наличии длительного воздействия одних и тех же стрессогенных факторов мы входим в третью стадию ОАС – истощение, характеризующуюся исчерпанием энергетических резервов и потерей адаптационных способностей с развитием усталости или других симптомов болезни.

 Эта третья стадия иногда также описывается как адреналовая дисадаптация, или гиперадаптоз (Dilman и Dean, 1992). Хроническое повышение уровней кортизола может вызвать проявления синдрома Кушинга (Рис. 2) Адреналовая дисфункция может проявляться (1) избытком или неадекватностью кортизола, дегидроэпиандростерона, адрено-кортикотропного гормона (АКТГ) и/или кортикотропин-релизинг фактора; (2) относительным дисбалансом этих гормонов и высвобождающих факторов, и (3) потерей чувствительности гипоталамуса и гипофиза к нормальному подавляющему эффекту этих гормонов.

 Симптомы, наблюдаемые у пациентов с адреналовой дисадаптацией, включают: усталость, нервозность, тяжело протекающий ПМС, тягу к соли и углеводам, депрессию, неспособность сосредоточиться, аллергию. беспокойство, головную боль, неустойчивость к алкоголю, мышечные боли и слабость, боли и слабость в суставах, общую слабость, ухудшение памяти, сердцебиение, ощущение дискомфорта в животе, чередующиеся диареи и запоры, ожирение, плохое заживление ран, снижение устойчивости к глюкозе, лунообразное лицо, красные пятна на коже, снижение плотности костной ткани.

Д-р Николай Лазарев

Идеи Селье об общем адаптационном синдроме (ОАС) были с готовностью восприняты ведущими российскими исследователями, включая д-ра Николая Лазарева, пионера развивающихся направлений токсикологии и профилактической медицины. Вскоре после окончания медицинского института Лазарев открыл, что разные химические вещества промышленного происхождения даже в средних и малых концентрациях могут вызывать похожую реакцию тревоги. При их длительном воздействии организм адаптируется, формируя естественную реакцию физиологического ответа (сопротивления). Эта адаптационная реакция, как правило, постепенно приводит к различным расстройствам гомеостаза, опасным для здоровья.  Лазарев обнаружил, что публикации Селье по стрессу подтверждают его собственные находки. Селье доказал, что различные стрессогенные факторы – не только химические – могут вызывать неспецифическую стрессовую реакцию. Под влиянием работ Селье Лазарев изменил направление своих исследований. Он начал исследовать не только вещества, вызывающие общую ответную реакцию человека на воздействие токсинов, но также другие стрессогенные факторы, включая умственные и психические.

Исследования второй мировой войны

С началом второй мировой войны усилия Лазарева были переключены на поиск веществ, способных помочь советским солдатам преодолеть усталость и повысить боеспособность. Экспериментируя с амфетамином и другими препаратами на солдатах, как на морских свинках, Лазарев установил, что многие вещества этой группы могут быть очень эффективны в повышении способности человека к решению серьезных проблем в экстремальных ситуациях – на очень короткое время. Однако,  Лазарев отметил, что эти стимуляторы могут нанести вред при длительном использовании. После окончания второй мировой войны Лазарев переключил направление своих исследований на поиски альтернативы естественного (природного) характера.

Традиционные травы

Лазарев был особенно заинтригован группой трав, которые в древних медицинских трактатах назывались элитными или царскими. В традиционной китайской медицине эти травы считались эффективными для повышения физической и умственной работоспособности, уменьшения усталости, улучшения сопротивляемости к заболеваниям и способствующими продлению жизни. Китайские солдаты использовали их перед боем. Сибирские охотники принимали их перед длительными и опасными путешествиями. В 1948 году Лазарев и его последователь д-р Израэль Брехман провели исследование пользы и эффективности группы растений, которые Лазарев назвал адаптогенами. Сначала группа исследователей сосредоточила свои усилия на женьшене, но вскоре столкнулась с проблемами низкой доступности, высоких цен и широким разбросом по эффективности в разных группах участников. Это побудило Брехмана и его команду сосредоточить усилия на травах, растущих в суровых условиях. Исследователи предположили, что уникальные свойства этих трав позволили им адаптироваться и выжить в течение миллионов лет, несмотря на череду глобальных катастрофических изменений. В конце концов, группа Брехмана определила перечень трав, соответствующих понятию «адаптогенов» по следующим критериям: 1) растение абсолютно безопасно и не вызывает побочных эффектов даже при длительном использовании; 2оказывает широкое неспецифическое положительное воздействие на организм; и 3) нормализует способность организма к поддержанию равновесия гомеостаза и нормализации всех функций.

К адаптогенам, исследованным Брехманом, относятся:Элеутерококк Брехман и его коллеги были особенно поражены результатами исследований элеутерококка, в которых было показано, что элеутерококк уменьшает усталость даже лучше, чем хорошо известный женьшень. Их исследование вскоре повлекло за собой запуск развернутой исследовательской программы по всему СССР с участием рабочих промышленных предприятий, водителей-дальнобойщиков, моряков дальнего плавания и военнослужащих, находящихся в состоянии тяжелого стресса. Исследования по стрессу показали, что элеутерококк помогает улучшить выносливость, увеличить потребление кислорода, повышает физическую энергию и работоспособность, а также снижает повышенное кровяное давление.

 Также была установлена способность элеутерококка к усилению иммунитета, а количество случаев заболевания во время эпидемии гриппа благодаря элеутерококку сократилась на две трети. Вдобавок, у 107 пациентов, леченных противоопухолевыми препаратами по поводу рака желудка, на 50% сократилась частота угнетения иммунитета, и у 50% удалось снизить дозировку препарата. В 1962 году элеутерококк, прототип адаптогенов, был официально признан Министерством Здравоохранения СССР растительным лекарственным средством и занесен в Государственную фармакопею СССР. Элеутерококк вскоре стал широко доступен. Пациенты, спортсмены, космонавты, военнослужащие регулярно принимали его в восстановительных целях. Согласно постановлению советского правительства этот новый класс лекарств растительного происхождения должен был обеспечить советским людям преимущества во многих областях жизни, включая спорт, искусство, космонавтику, вооруженные силы и медицину.Лимонник

Лимонник — растение, широко используемое в древнем и современном Китае для лечения множества состояний. Это мощный антиоксидантный и анаболический агент. Лимонник также способствует гликогенезу – процессу превращения углеводов в гликоген. Гликоген хранится в печени и мышцах до необходимости в нем, а затем превращается в глюкозу. Этот процесс позволяет быстро высвободить энергию, необходимую для ликвидации последствий стресса на клеточном уровне.

 Исследования также показали, что лимонник стимулирует центральную нервную систему, возможно за счет повышения содержания допамина и его производных в полосатом теле и гипоталамусе. Допамин – катехоламин, синтезируемый адреналовыми железами, — промежуточный предшественник в синтеза норэпинефрина (норадреналина), играющего основную роль в обеспечении готовности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой оси к ответу на стресс.Корень марала

Корень марала — растение с адаптогенными свойствами, которое помогает предотвратить катаболические (связанные с распадом белка) состояния, наблюдаемые при стрессе. Компоненты корня марала – каротиноиды продемонстрировали свои анаболические свойства (способность противостоять распаду тканей) в клинических исследованиях. В условиях ежедневных аэробных и анаэробных тренировок пациенты, потреблявшие большое количество сапонинов, выделенных из корня марала, в течение трех недель, теряли жир и наращивали мышечную массу. Похожие результаты были получены в экспериментах на животных, где крысы получали фитексдизон-эксдистерон (компонент корня марала) в течение 7 дней и наращивали массу тела. Увеличивалось содержание белка в печени, сердце животных, так же, как и вес каждого из этих органов.Tribulus Terrestris (разновидность тропической виноградной лозы)В одном исследовании у здоровых мужчин, получавших 750 мг Tribulus terrestris в день в течение пяти дней отмечено повышение уровня лютеинизирующего гормона (ЛГ) на 72% и повышение уровня тестостерона на 40%. Тестостерон, вырабатываемый надпочечниками как у мужчин, так и у женщин, является важным анаболическим и антистрессовым гормоном. Он ускоряет рост тканей, стимулирует кровоток и принимает активное участие в обмене веществ.  Аралия Манчжурская

В любом состоянии, характеризующемся адреналовой дисфункцией, чрезвычайно важно стабилизировать уровень сахара в крови, будь он слишком низким или слишком высоким, и, тем самым смягчить расстройства обмена веществ характерные для стресса и вредные для организма. Исследованиями показано, что адаптогены помогают достичь чрезвычайной выносливости, и улучшить энергоснабжение за счет повышения утилизации глюкозы. При оральном тесте толерантности к глюкозе у крыс экстракт аралии действовал, как гипогликемический агент. Клиницисты нашли, что аралия может дополнять защитное действие на надпочечники таких мощных адаптогенов, как элеутерококк.

Выводы

Механизмы защитного и нормализующего действия адаптогенов в условиях стресса хорошо изучены. Адаптогены восстанавливают чувствительность гипоталамических и периферических рецепторов к кортизолу и другим гормонам коры надпочечников. Таким образом, адаптогены помогают организму противодействовать стрессу с меньшим расходом кортизола и способствуют более быстрому возврату в состояние нормы. Клиницисты заметили, что такие адаптогены, как женьшень, элеутерококк, манчжурская аралия, лимонник, корень марала, экстракт боярышника, живучка туркестанская, и Tribulus terrestris действуют синергично — их эффект лучше в комбинации, чем по отдельности. Также известно, что определенные комбинации предпочтительнее в определенное время, например, до или после физической нагрузки, когда они улучшают процесс восстановления организма.

 

Ссылка на основную публикацию